декламация

  • 161ОПЕРА — драма или комедия, положенная на музыку. Драматические тексты в опере поются; пение и сценическое действие почти всегда сопровождаются инструментальным (обычно оркестровым) аккомпанементом. Для многих опер характерно также наличие оркестровых… …

    Энциклопедия Кольера

  • 162КЕЙДЖ Джон — (Cage, John) (1912 1992), американский композитор и теоретик, чье вызывавшее немало споров творчество сильно повлияло не только на современную музыку, но и на целое направление в искусстве середины 20 в., связанное с использованием случайных… …

    Энциклопедия Кольера

  • 163Балет —         (франц. ballet, от итал. balletto, от позднелат. ballo танцую) вид сценич. иск ва; спектакль, содержание к рого воплощается в муз. хореографич. образах. На основе общего драматургич. плана (сценария) Б. соединяет музыку, хореографию… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 164Вьетнамская музыка —         В многонац. Вьетнаме каждая из населяющих его народностей (более 60) обладает своей нац. культурой, имеющей древние традиции. Среди предметов материальной культуры, найденных при раскопках и относящихся к 1 му тыс. до н. э., были… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 165Даргомыжский А. С. —         Александр Сергеевич (2 (14) II 1813, с. Троицкое, ныне Белёвского р на Тульской обл. 5 (17) I 1869, Петербург) рус. композитор. Отец Д. был чиновником, мать поэтессой любительницей. Ранние детские годы Д. прошли в имении родителей в… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 166Дельмас Ж. Ф. —         (Delmas) Жан Франсуа (14 IV 1861, Лион 29 IX 1933 или 1930, Сент Альбан де Монтель) франц. певец (бас). Учился в Парижской консерватории у Р. Бюссина (пение) и Л. А. Обена (декламация). В 1886 дебютировал на сцене т ра Гранд Опера в… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 167Итальянская музыка —         Истоки И. м. восходят к муз. культуре Др. Рима (см. Древнеримская музыка). Музыка играла существ. роль в обществ., гос. жизни Римской империи, в быту разл. слоев населения; богатым и разнообразным был муз. инструментарий. Образцы др.… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 168Китайская музыка —         К. м. одна из древнейших в мировой музыкальной культуре. Её истоки восходят к племенным песням и пляскам, к рые имели ритуальный характер и достигли высокого развития уже во 2 1 м тыс. до н. э. Большие песенно плясовые обрядовые формы… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 169Люлли Ж. Б. —         (Lully) Жан Батист (итал. Джованни Баттиста Лэлли, Lulli) (28 XI 1632, Флоренция (или близ неё) 22 III 1687, Париж) франц. композитор. Род. в семье итал. мельника. С юных лет обнаружил артистич. способности (пел, играл на скрипке и на… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 170Мармонтель Ж. Ф. —         (Marmontel) Жан Франсуа (И VII 1723, Бор Лез Opг, деп. Коррез 31 XII 1799, Абловиль, департамент Эр) франц. драматург, писатель, либреттист, лит. и муз. критик. Чл. Ин та Франции (1763), с 1783 его постоянный секретарь. Автор трагедий в… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 171Мелодекламация —         (от греч. melos песнь, мелодия и лат. declamation декламация) соединение выразительного произнесения текста (гл. обр. стихотворного) и музыки, а также произведения, основанные на подобном соединении. М. находила применение уже в антич.… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 172Онеггер А. —         (Honegger) Артюр (10 III 1892, Гавр 27 XI 1955, Париж) франц. композитор и муз. деятель. По происхождению швейцарец. Учился в Цюрихской консерватории у Ф. Хегара, затем в Парижской консерватории у Л. Капе (скрипка), А. Жедальжа… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 173Опера —         (итал. opera, букв. труд, дело, сочинение) род муз. драм. произведения. О. основана на синтезе слова, сценич. действия и музыки. В отличие от разл. видов драм. т ра, где музыка выполняет служебные, прикладные функции, в О. она становится… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 174Пери Я. —         (Peri) Якопо (прозвище Длинноволосый Zazzerino) (20 VIII 1561, Рим 12 VIII 1633, Флоренция) итал. певец и композитор. Муз. образование получил под рук. К. Мальвецци. С 1591 служил при флорентийском дворе Медичи ( главный директор музыки и …

    Музыкальная энциклопедия

  • 175Пиччинни Н. —         (Piccinni) Никколо (Никола) Винченцо (16 I 1728, Бари 7 V 1800, Пасси, близ Парижа) итал. композитор. Сын музыканта Онофрио П. (1693 год смерти неизв.). Муз. образование получил в консерватории Сант Онофрио в Неаполе под рук. комп. Л. Лео …

    Музыкальная энциклопедия

  • 176Рапсодия —         (греч. rapodia пение или декламация нараспев эпич. поэм, эпич. поэма, букв. песнь, рапсода; нем. Rhapsodie, франц. rapsodie, итал. гарsodia) вокальное или инструментальное произведение свободной формы, слагающееся как последование… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 177Речитатив —         (итал. recitativo, от recitare декламировать; франц. recitatif, нем. Rezitativ, англ. recitative) род вок. музыки, осн. на стремлении приблизиться к естеств. речи. Однако это неизбежно носит условный характер, т. к. свободное… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 178Самусь В. М. —         Василий Максимович (25 XII 1848 (6 I 1849), Петербург 24 XI (7 XII) 1903, там же) рус. педагог. В 1877 окончил Петерб. консерваторию по классу пения у К. Эверарди и остался в ней преподавателем (сольное пение и декламация, с 1886… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 179Сентиментализм —         (франц. sentimentalisme, от англ. sentimental чувствительный; от франц. sentiment чувство; нем. empfindsamer Stil чувствительный стиль) течение в лит ре и иск ве с середины до конца 18 в. В его основе лежало стремление к раскрепощению… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 180Тамара Н. И. —         (наст. фам. Митина Буйницкая) Наталия Ивановна (1873 2 III 1934, Ленинград) рус. певица (меццо сопрано) и артистка оперетты. Крестьянка по происхождению, пела в хорах, прославилась как исполнительница старинных рус. и т. н. цыганских… …

    Музыкальная энциклопедия